Специальная версия Поиск

"На дальней станции сойду..."

30 октября 2007 01  Данная выставка раскрывает грани творчества известных в нашем городе мастеров изобразительного искусства Татьяны и Владимира Оржеховских. Владимир– уроженец Урала, Татьяна – сибирячка. Оба учились в Нижнем Тагиле, в Уральском училище прикладного искусства, а затем работали в Казахстане. Одна из первых представленных на выставке работ называется «Старый двор», 1988, - вид из окнамногоэтажного общежития в городе Кокчетаве.В Великие Луки супруги Оржеховские приехали в 1993 году и сразу активно включились в художественную жизнь города. В1996 году в Выставочном зале на улице Некрасова состоялась их первая персональная выставка. Большинство работ, экспонируемых на выставке «На дальней станции сойду…», выполнены после 2000 года. Живописные полотна Владимира Оржеховского четко разделены на две группы. Это реалистическая живопись, посвященная природе Великолукского края, в том числе деревням Переслегино и Ильино, а также живопись ассоциативная, лишь намекающая наопределенные состояния и настроения, что позволяет зрителю самому включиться втворческий процесс. При всей их реалистической точности пейзажи В. Оржеховского эмоциональнонасыщены, что связано с интенсивными цветовыми взаимодействиями и прекрасным пониманием гармонии цвета, а также с использованием цвета в композиционном построении живописной формы.Подобное эмоциональное и интенсивное звучание цвета В.Оржеховский использует для подчеркивания как собственной творческой манеры, так и в качестве основной методологической особенности в процессе обучения своих учеников. Реалистично и образно емко раскрыта трудная для воплощения тема тумана: «Туман»,2003, «Дождь»,2006, «Утро туманное», 2007. Пейзажи В. Оржеховского значительно расширяют традиционное понимание термина «пейзаж настроения», т.к. в них задействованы не только эмоции, но и ментальный настрой, и как следствие этого, перенос эмоций в конструктивную форму, которая дополняется определенным философским пониманием, причем, как в реалистической,так и в ассоциативной живописи: «Рожь», 2004 – «Дом моего детства», 2007, «Осень»,2007 – «Красные деревья.Осень», 2007, «Закат.Облака», 2007 – «Зима», 2005. Подобный настрой помогает Владимиру в его совместной работе с Татьяной в декоративно-прикладном искусстве: он часто разрабатывает формы фарфоровых изделий, а Татьяна наполняет эти формы великолепным смысловым и художественным содержанием. Когда-то материал фарфор (каолин, белая глина) продавали на вес золота, а затем воплощали в нем не столько бытовые предметы, сколько мечту об эстетически прекрасной каждодневной жизни. Татьяна Оржеховская прекрасно чувствует технические, художественные и эстетические возможности фарфора, воплощая в нем действительность и мечту. Это портреты конкретных женщин и условные образы женщин, пытающихся воспарить на крыльяхсвоих фантазий. Это архитектурно точные виды Великих Лук и уютные уголки, где женщина могла бы быть счастлива.А вот и супрематические мотивы в фарфоровой росписи – своеобразная не евклидова геометрия и праздник цвета. Итак, мы видели пейзажи, портреты: «Женский портрет», 2001, «Рая», 2007, натюрморты: «Натюрморт с яблоком», 2000, «Полевые цветы», 2001, «Цветы на темном фоне», 2001, «Натюрморт», 2005и образцы декоративно-прикладного искусства. Покидая выставку, мы можем сказать: «Красиво. Интересно. Профессионально».

Ирина Фролова, искусствовед